Население - 1 000 000 человек (включая пригороды).
Экспорт: промышленные изделия, большинство видов животной и растительной пищи, производимой в плодородной долине Сто, крупные неприятности.
Основной "незримый" экспорт: банковские кредиты, убийства по найму, волшебство, крупные неприятности.
Импорт: сырье, население, крупные неприятности.

        Девиз поновее - "Merys in Pectum et in Aquam" (что означает "Чист душой и водой") - был изобретен одной высокопарной комиссией в ранние годы Первой Республики, и считается удачным приколом.
        Девиз постарше, и, как не странно, более популярный "Quanti Canicula ille in Fenestra?" буквально переводится как "И почем эта собачонка в окошке?". Породил множество городских легенд. На самом деле создан, как и многие другие городские нелепости, во времена короля Людвига Деревянного.
        Само собой разумеется, что король никак не может сойти с ума. Крестьянин может свихнуться, ремесленник - съехать с катушек, благородный господин - отличаться некоторой эксцентричностью, а что касается короля Людвига, то он просто немного запутался и потерял контакт с реальностью, причем до такой степени, что она не реагировала даже на вопли и тычки длинным шестом.
        Четырехлетнее правление короля Людвига считается одним из самых благополучных периодов за всю историю анк-морпоркской монархии. Народ с удовольствием ожидал королевских прокламаций о необходимости создать новый вид лягушек, или о способах, каким невидимки подсматривали за ним, когда он посещал туалет. Однако знать была в меньшем восторге. Но поскольку вся система монархического правления рухнула бы, если бы пришлось признать, что человек, от которого исходит вся власть, в действительности целыми днями разгуливает с подштанниками на голове, было предложено на неформальной основе исходить из того, что король не только не запутался, но проявляет все признаки особо утонченного и изысканного интеллекта. Было опубликовано несколько монографий, в которых доказывалось, что современные лягушки действительно безнадежно устарели как вид. Одно время даже возникла мода на головное белье.
        Все, что говорил король, истолковывалось как устное пророчество. Поэтому в тот день, когда королю было предложено выбрать из трех предполагаемых городских девизов, небольшая подкомиссия придворных согласилась, что вариант "И почем эта собачонка в окошке?" является наиболее приемлемым из всех (два других королевских предложения звучали: "Бла-бла-бла" и "Хочу на горшок!").
        Впоследствии было доказано, что как раз этот девиз идеально подходит для Анк-Морпорка, поскольку он со всей очевидностью свидетельствует о 1) традиционном для города духе интеллектуального поиска, 2) преданности коммерции, 3) любви к животным.
        Анк-Морпорк - старейший город на Диске (его граждане/горожане любовно называют его "Вахуни Великим"*).

*Примечание: Вахуни - овощ, произрастающий только в некоторых районах Очудноземелья. Обычно достигает двадцати футов в высоту, покрыт колючками цвета ушной серы, и пахнет как муравьед, которому попался особенно вонючий муравей. Знатоки высоко ценят его аромат, но всех остальных от него тошнит. Во многих городах долины Сто запрещен к употреблению.

        Река Анк рассекает город на две части: полный гордости Анк и полный заразы Морпорк, хотя на самом деле зараза вполне демократична и обычно охватывает почти весь город.
        Считается, что теоретически город, уютно расположенный (а точнее, присевший на корточки) в долине Сто вблизи от Круглого моря, возведен на суглинках, но на самом деле он стоит на преды-дущих слоях города, точно также, как Троя, только без присущего последней стиля (только Анк-Морпорк намного больше. Троя занимала всего-то семь акров, зато директором по туризму и пиару там работал Гомер).
        За свою долгую историю Анк-Морпорк много раз сжигали дотла: из мести, по неосторожности, по злобе или просто для того, чтобы получить страховку. Однако большинство каменных зданий, которые, собственно, и образуют город, все-таки уцелели. Поэтому многие (те многие, что живут в каменных домах) полагают, что хорошенький пожарчик раз в сто лет только укрепляет город, так как сдерживает размножение крыс, тараканов, блох, и, само собой, людей, которым не хватает средств, чтобы жить в каменных домах. Каждый раз город застраивается заново, причем используются только традиционные строительные материалы - высушенное досуха дерево и солома, для защиты от дождя хорошенько пропитанная дегтем.
        Общепризнанно, что самым первым зданием в городе является Башня искусств, вокруг которой для своего рода поддержки со временем вырос Незримый Университет. Там же сохранились небольшие фрагменты первой городской стены. С годами, однако, в более судоходной части реки были выстроены доки и центр города сдвинулся вниз по течению. С высоты, из-за остатков городских стен и общего расположения дорог, Анк-Морпорк выглядит как разрезанная пополам луковица, только разрезанный лук пахнет по-другому (то есть лучше).
        За последнюю тысячу лет в городе испробовали самые разные способы правления. Древняя канализационная система (до определенных событий план имелся только у Гильдии Убийц) и другие мелкие детали все еще свидетельствуют о великом прошлом (великими принято называть времена, когда Люди с Мечами были в состоянии убеждать Тысячи Других Людей строить Разные Большие Штуки из Камня). Кроме того, имели место монархия, олигархия, анархия и диктатура. Современную систему можно рассматривать как разновидность высокоспециализированной демократии. Как говорят в Анк-Морпорке, действует принцип "Один человек, один голос". Этим человеком является лорд Ветинари, и ему же принадлежит голос.
        По сути, город управляется в результате взаимодействия самых разнообразных групп влияния.
        Например, Анк-Морпорк славится своими многочисленными гильдиями. Анк-Морпоркские гильдии самые представительные и старые на Диске. Крупнейшие из них представляют собой сложные сообщества, наделенные особыми правами, со своими собственными уставами. За незначительную оплату Гильдия проконтролирует все аспекты жизни своих членов, начиная с колыбели и заканчивая могилой (в частности, Гильдия Убийц). А в некоторых случаях, даже после их смерти – например, – Гильдия Жрецов, Священников и Оккультных Посредников.
        Самая старая и богатая гильдия – Гильдия Нищих, самая стильная – Гильдия Убийц и самая большая – Гильдия Воров (хотя, общепризнано наибольшей ошибочно полагается Крысиная Гильдия). Мало кому известно, что самая маленькая гильдия – Гильдия С.Р.Б.Н. Достабля (он же ее первый и последний член). Тем не менее, она была квалифицирована как полноправная гильдия, в соответствии со старинным сводом законов, который был изменен немедленно, как только мистер Достабль о нем узнал. Почти все школы и приюты управляются гильдиями. Всего в Анк-Морпорке насчитывается более 300 гильдий.
        В свое время лорд Витинари вполне сознательно поощрял рост Гильдий. Для объяснения причин его действий стоит обратиться к неопубликованной книге "Слуга". Это сборник советов и рекомендаций молодому человеку, желающему стать правителем вымышленного города (в рукописи обозначенного как "АМ"). Между прочим, там сказано: "Если у вопроса явно имеются две стороны, как можно быстрее добейтесь, чтобы их стало две сотни". На практике политическая система города состоит из огромного количества группировок, которые постоянно строят козни, борются друг с другом, плетут заговоры, вступают в соглашения, орут друг на друга, интригуют, предают и планируют, а в самой середине один-единственный человек спокойно поступает так, как считает нужным.
        Хотя в Анк-Морпорке имеется всё, что полагается иметь вымышленному городу - Гильдии, стены, волшебники и так далее, это еще и город-труженик, изобилующий мелкими фабричками и кустарными заведениями (в основном по улице Федры, Кабельной улице и, по традиции, по улице Хитроумных Выдумщиков). Имеется процветающий скотный рынок, целый район занимают бойни.
        В былые времена свежая вода доставлялась прямо в центр города по акведуку, остатки которого все еще виднеются на Водяной улице. Но с тех пор, как он развалился, прошли века, и как-то так получилось, что ни у кого так и не нашлось времени его восстановить. Теперь воду черпают из колодцев, которые, учитывая высокий уровень воды в Анке, не слишком-то глубоки. Эта вода, вместе с бойнями, капустными грядками, ресторанчиками, где щедро используют пряности, пивоварнями, входит в качестве составного элемента в самое знаменитое гражданское отличие Анк-Морпорка: его уже упоминавшийся выше Запах.
        Граждане гордятся этим запахом; если денек выдается по-настоящему славный, они выносят на улицу стулья, чтобы вдосталь им насладиться. Ему даже воздвигнута статуя в память о том дне, когда войска соседнего государства решили под покровом ночи коварно захватить город. Они уже добрались до гребня стены, когда, к их ужасу, затычки для носа внезапно отказали.
        Анк-Морпорк никогда не сдавался врагу.
        Строго говоря, это не совсем так. Технически сдачи происходили довольно часто: город всегда был рад приветствовать щедрых варваров-завоевателей, но уже через несколько дней изумленные захватчики обнаруживали, что их кони им больше не принадлежат, а еще через пару месяцев в городе появлялось еще одно этническое меньшинство с собственными надписями на стенах и закусочными.
        Жители города сумели довести ремесло праздного зеваки до истинного совершенства. Эти высококвалифицированные специалисты готовы пялиться на что угодно, особенно если при этом кому-нибудь забавным образом наносят увечья.
        Убийство, по правде говоря, встречается в Анк-Морпорке достаточно редко, зато довольно много самоубийств. Самоубийством, к примеру, можно назвать ночную прогулку по району под названием Тени. Типичное самоубийство — это сказать кому-нибудь в гномьей таверне, что, мол, анекдот «бородатый». Самоубийство — это упомянуть при тролле про собирание камней. В общем, самоубийства в Анк-Морпорке встречаются на каждом шагу.
        Говорят, что самое большое скопление гномов в мире - в Анк-Морпорке. Вполне может быть. Город действительно приютил уйму гномов, все возрастающее количество троллей, много умертвий и представителей других специфических групп. Это породило множество проблем, но имеет и свои преимущества - например, в сфере занятости. Тролли как кремниевая форма жизни естественным образом принялись за грязную работу, потому что на них самые мерзкие органические вещества производят не больше впечатления, чем на людей - гравий и песок. Вампиры обыкновенно оказы-ваются в мясницкой и держат заведения для тех, кто предпочитает кошерную пищу. Умертвия охотно берутся за опасные задания, такие, как работа на большой высоте, потому что с ними уже не может случиться ничего такого, чего не случилось бы раньше.
        В отличие от преимуществ, проблемы вполне традиционны. Тролли ненавидят гномов, гномы терпеть не могут троллей. Эти симметричные отношения возникли тысячелетия назад, и за это время был накоплен такой запас недобрых чувств, что истинная причина вражды уже никого не интересует. Эта взаимная нелюбовь была экспортирована в город.
        Так что на улицах города сталкиваются друг с другом существа, предки которых еще сравнительно недавно ели друг друга, а также сдирали кожу, рубили головы, а в некоторых случаях долго скакали в тяжелых башмаках. То, что при этом не начинается война всех против всех - еще одно доказательство великой объединяющей силы анк-морпоркского доллара.

(с) Точка

Отредактировано God_of_Hangovers (2010-02-12 16:44:51)